Исторический путь психологии: Античная психология

Главная Взгляды античных философов, учёных на психологию Анимизм. В родовом обществе господствовало мифологическое представление о душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сврехъестественным двойником — душой или многими душами. Такой взгляд называется анимизмом от лат. Окружающий мир воспринимался как зависящий от произвола этих душ. Поэтому первоначальные воззрения на душу относятся не столько к истории психологического знания как такового в смысле знания о психической деятельности , сколько к истории общих воззрений на природу. Сдвиги в понимании природы и человека, совершившиеся в веке до н. Труды древнегреческих мудрецов привели к революционным изменениям в представлениях об окружающем мире, начало которых было связано с преодолением древнего анимизма. Анимизм — вера в скрытый за видимыми вещами сонм духов душ как особых"агентов" или"призраков", которые покидают человеческое тело с последним дыханием например, по мнению философа и математика Пифагора и, будучи бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений.

Античная философия Периодизация и особенности античной философии

Ранние представления о душе досократики Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникали в системе первобытных верований людей, в мифологии. Душа рассматривается здесь как нечто сверхъестественное, как зверек в животном, человек внутри человека. При этом, главной функцией души считалось придание телу активности, так как тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа.

В античной философии религии имелась монотеистическая тенденция, жизни, используя отчасти надежду на наслаждения, отчасти страх перед наказанием. . 82) и Иреней употребляли это понятие для критики философов.

Заметки о понятии страха в современной философии Э. Гроссман В определенном смысле страх всегда был в центре всякой подлинной философий, если согласиться с тем, что философия рождается из неуверенности человека относительно своего происхождения и своей судьбы. Таким образом, исследование философского смысла явления страха могло бы быть связанно со всей историей человечества.

Но мы не можем помышлять о подобном исследовании Мы хотели бы ограничиться рассмотрением смысла явления страха в философской традиции, наиболее яркой для своего времени, той, которая берет свое начало у молодого Гегеля и Киркегора и заканчивается экзистенциалистской философией. Однако, поступая так, мы никоим образом не ограничиваем себя, так как истинную философию страха следует искать именно у этих авторов.

Дело в том, что между древними и современными текстами, посвященными явлению страха, есть одно общее существенное различие: Это различие связано, главным образом, с изменением самой онтологии чувства, являющегося одним из основных моментов современной философской мысли. Перестав рассматривать чувство как тип внутреннего толкования, не-рационального и более или менее адекватного внешним событиям, современная мысль пытается, особенно начиная с Хайдеггера, понять чувство как способ бытия человека.

И, в частности, как такой способ бытия, благодаря которой человек поддерживает или восстанавливает свою связь с совокупностью всего, что есть, связь, без конца компрометируемую мыслью по крайней мере, мыслью не философской и действием, которые могут достичь своей общей цели лишь путем дробления и деления на части. Человек может думать лишь о том или о другом, он может делать только то или это.

Введение к работе Актуальность темы исследования Традиция определения страха в качестве базового понятия, традиционно характеризующего человеческое бытие, известна с древних времен. Тема страха, многообразно варьируясь, во все века представляла собой одно из средоточий философских исканий человечества. Пристальное внимание мыслителей к феномену страха берет начало от самых первых попыток осмысления человеком мироздания в целом и своей собственной природы в частности.

Это свойство человеческой души нельзя считать ни локальным или периферийным, ни поверхностным или мимолетным явлением мироощущения человека; ученые именуют страх всеобщим и неизбывным. Однако именно в нашу эпоху изучение феномена страха стало наиболее значимым, поскольку в настоящее время переживание страха человечеством чрезвычайно усилилось.

Страх царит в каждой из попыток осознать современность.

Ка та рсис (др.-греч. — «возвышение, очищение, оздоровление») — сопереживание высшей гармонии в трагедии, имеющее воспитательное значение. Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет.

Литература Введение Человек — уникальное творение Вселенной, уникальная находка эволюции. И потому с самого своего возникновения вся культура человечества в основном и была занята разгадкой его тайны. Чем он отличается от других живущих на земле существ? Каков смысл и предназначение человеческой жизни? Вот некоторые вопросы, которыми задавались люди на протяжении истории человеческой цивилизации.

Данная работа посвящена проблеме понимания человека, общества и морали с позиций античной греческой философии, вершина развития которой приходится на время от 2 половины до конца в. Для начала мы задались вопросами, что же представляет собой человек, общество и мораль в век информационных технологий? Общество представляет собой группу людей, создавшуюся благодаря разумно организованной совместной деятельности. Человек, являясь биологическим видом, развивается как социальное существо.

Моралью же является совокупность норм и ценностей, которые ориентируют людей на поведение, соответствующее принятым в обществе представлениям о добре.

Периодизация и особенности античной философии

Баринов - Эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философии Добавил а Социология Д. Анализ эволюции представлений о страхе и тревоге в истории философии показывает, что в работах многих философов предприняты попытки изучить природу страха и тревоги, дать им антропологическое и онтологическое обоснование, классифицировать формы и виды страха, продемонстрировать его связь с другими состояниями психики. Важной составляющей философских теорий является анализ социальных аспектов страха и тревоги как элементов социального поведения и управления.

понятия «страх». Как пишет Лео Штраус, до «открытия» Гоббсом Эвклида, английский мыслитель продолжал верить в авторитет.

Поэтому особенности древнегреческой цивилизации не должны рассматриваться изолированно от достижений Востока. Это относится и к античной философии, охватив шей всю совокупность научных взглядов. Зарождение ее было обусловлено коренными изменениями в материальной жизни людей, своеобразной"промышленной революцией", связанной с переходом от бронзы к железу в сфере производства. Широкое применение в производстве получает рабский труд.

Происходит интенсивный рост торгово-ремесленных элементов, возникают полисы города-государства , ремесло отделяется от сельского хозяйства. Широко развернувшаяся классовая борьба между старой аристократией и новыми социальными группами привела к установлению нового типа рабовладельческого общества — рабовладельческой демократии. Радикальные общественные изменения, развитие товарно-денежных отношений, быстрое расширение экономических связей, установление морской гегемонии — все это производило глубокие преобразования в жизни и сознании древних греков, от которых новые обстоятельства требовали предприимчивости, энергии, инициативы.

Ярошевский М. История психологии от античности до середины ХХ в.

Внутри каждого из этих больших этапов историки психологии выделяют и более дробные периоды. Нам представляется это неверным. Хотя собственно научное психологическое познание осуществлялось в рамках других наук и часто соединялось в творчестве того или иного автора с иными формами познания им мира религиозным, философским, эстетическим и пр. Следуя данным критериям, можно считать первыми научно-психологическими представлениями взгляды тех древнегреческих философов, которые, анализируя поведение человека, его внутренний мир, проблемы жизни и смерти, его место в универсуме и т.

Идея правового сознания в работах античных философо античные философы когда-нибудь использовали понятие правосознание . и т. д. и тех, кто подчиняется под страхом наказания, против воли.

В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли.

Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха. На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги — антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический. Сделанные выводы позволяют сформулировать положение, выступающее в качестве теоретико-методологической основы социально-философского, конкретно-социологического изучения страха и тревоги.

. : Не случайно в ХХ веке получили распространение научные теории, предрекающие катастрофический исход человеческой цивилизации.

Сколько стоит написать твою работу?

За этот период были созданы новое немифологическое мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается, никто не знает. Одни греческие философы натурфилософы считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие пифагорейцы видели ее в математических атомах; третьи элеаты усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой Демокрит неделимые атомы; пятые школа Платона - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.

Разумеется, все эти философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу.

Традиция определения страха в качестве базового понятия, известна с древних Внимание мыслителей к феномену страха берет начало от самых Тема страха всегда занимала людские умы, начиная с античности и до.

Античная психология Философия возникла в эпоху смены первобытнообщинного строя классовым рабовладельческим обществом почти одновременно как на Востоке - в Древней Индии, Древнем Китае, так и на Западе - в Древней Греции и Древнем Риме. Уже в этот период были сформулированы главные проблемы психологии: В психологии античности можно условно выделить три этапа - зарождение и становление психологии вв. Первые психологические теории античности Пифагор 6 в.

У всех людей разные способности. Считал необходимым поиск способных людей и их специальное обучение. Идеи Пифагора наложили отпечаток на теорию Платона об идеальном обществе. Пифагор пришел к выводу, что душа не умирает вместе с телом, она развивается по своим законам, ее цель - очищение отпечаток идеи буддизма о карме и перевоплощениях души. Этот закон - логос, выражающийся прежде всего в слове, и есть та сила, которую человек называет судьбой.

Гераклит внес в психологию идею постоянного развития и изменения, изречение: Впервые высказал предположение о том, что существует два этапа переработки знаний - ощущения и разум.

Кратко об античной философии

Categories: Без рубрики

Жизнь вне страха не только возможна, а полностью доступна! Узнай как победить страх, кликни тут!